Главная Бухгалтерия в кармане Учет расходов Экономия на кадровиках Налог на прибыль Как увеличить активы Основные средства
Главная ->  Занимательная радиотехнология 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 [ 29 ] 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

больше /25 сек, например / сек. Если выдержка будет очень длительной, то движущиеся изображения могут смазаться .


ЗД1ЧИРДННЯ

с давних пор радиолюбители знакомы с замираниями приема. В те времена, когда короткие волны не вошли еще в обиход, замирания удаленных средневолновых станций доставляли любителям дальнего приема много неприятностей.

Когда диапазон приемников расширился в сторону коротких волн, радиолюбители убедились, что замирания в новом диапазоне чувствуются еще резче.

Что за причина порождает замирания?

Изучение характера распространения радиоволн разъяснило происхождение замираний. Они происходят у станций, работающих на волнах, способных в данных конкретных условиях отражаться от ионосферы, т. е. когда радиоволны доходят до радиоприемника несколькими путями. Путь, проделанный лучом, отраженным от ионосферы, длиннее, чем прямой путь, поэтому дошедшая до приемной антенны отраженная волна может оказаться как в фазе с прямой волной, так и в противофазе. В первом случае прием будет усилен, во втором - ослаблен. То же самое может произойти и тогда, когда мы прямого луча вовсе не принимаем, а до приемной антенны доходят только отраженные лучи, прошедшие разные пути.

Если бы отражающий радиоволны объект был неподвижным, то мы не замечали бы замираний. Прием одних станций оказался бы усиленным, других - ослабленным. Эти усиления и ослабления были бы постоянными, и мы просто считали бы, что первые станции слышны лучше вторых. 174

Но в действительности радиоволны отражаются ионосферой, претерпевающей постоянные кол^ания.

Меры борьбы с замираниями удалось найти. Хорошим способом устранения их является прием на разнесенные антенны. В этом случае используется то, что замирания не бывают одновременно в двух точках, удаленных одна от другой на некоторое расстояние. Отражающая радиоволны ионосфера колеблется; пути, проходимые отраженными волнами, от этого изменяются; в результате волны то складываются, то вычитаются.

Действенным способом является устройство в приемниках автоматической регулировки усиления. У приемника делается запас усиления, который при громком приеме не используется. Но если прием становится слабее, то усиление автоматически увеличивается и громкость приема поддерживается на прежнем уровне.

Но при чем же тут самолеты?

А вот при чем. В эпоху средних и коротких волн радиолюбители и радиослушатели знали о причинах замираний только теоретически. Эти причины были где-то в заоблачных сферах, вне пределов досягаемости. Но вот наступила эра телевидения, и замирания стали не только слышны, но и видны .

Телезрители, живущие вблизи аэродромов и авиатрасс, знают, какие сильные и неприятные помехи приему телевидения создают самолеты. При пролете самолета прием сигналов телевидения начинает то усиливаться, то ослабевать. Экран телевизора дышит , смотреть на изображение неприятно.

Ультракороткие волны, которые используются для передачи телевидения, малы, и такие сравнительно большие объекты, как самолеты, хорошо отражают их. В результате приемной антенны достигают два луча: один - обычный, прямой и второй - отраженный самолетом. В зависимости от соотношений путей, пройденных обоими лучами, они могут быть в фазе и противофазе; значит, сигнал в антенне может быть и усилен, и ослаблен. Самолет летит, соотношение путей радиоволн все время изменяется, и это приводит к тому, что прием то усиливается, то ослабляется. Самолет создает самые настоящие замирания. Их мы и называем самолетными помехами.




ТГЛЕВИИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ

ЯЕЫПШ


В течение многих лет существовал такой хороший и обжитой термин - магнитная звукозапись. Всем он был понятен, все к нему привыкли. И вдруг, как-то сразу, неожиданно выяснилось, что он стал негоден, что пользоваться им по существу нельзя, что данная область техники уже переросла свое название.

Первый удар по магнитной звукозаписи нанесли электронные счетно-решающие устройства. В этих устройствах есть элементы памяти, в которых на длительное или короткое время запечатлеваются нужные сведения, задания, результаты промежуточных вычислений и пр. Для этой цели часто пользуются магнитной записью. Запись производится в кодированном виде, чаще всего цифрами по двоичной системе. Это магнитная запись, но не звукозапись. Звук из названия исчез.

Далее на сцену выступило телевидение. Было коренным образом усовершенствовано хранение телевизионных передач. До этого сохранить телевизионные передачи можно было только одним способом - заснять их на киноленту непосредственно в студии или с экрана монитора. Способ очень хлопотливый. Воспроизведение засн5зтой киноспособом телевизионной передачи возможно в лучшем случае лишь через несколько часов, а сама технология производства кинофильмов связана с применением сложного оборудования.

Нельзя ли найти более простой способ сохранения телевизионных передач?

Это оказалось возможным. Неожиданную помощь в этом трудном деле оказал магнитофон. 176

Телевизионный сигнал представляет собой сигнал элек-рический. Магнитным способом можно записать любой электрический сигнал. Известные пределы здесь кладет лишь частота. Чем выше частота, тем быстрее должна двигаться магнитофонная лента. Это легко понять путем таких рассуждений. Нет сомнения в том, что сигнал может быть записан н воспроизведен лишь в том случае, если за время одного периода частоты сигнала лента сместится на расстояние, значительно превышающее ширину щели магнитофон-,ной головки. А как обстоит дело в этом отношении у современных магнитофонов?

Наибольшей скоростью движения ленты в магнитофонах до недавнего времени была скорость 770 ммсек. Если частота записываемых сигналов будет только 1 Мгц, то полное изменение тока за один период будет происходить в течение 1 мксек. За это время лента успеет сместиться лишь на 0,7 мк, тогда как ширина щели бывает порядка 20 мк. Таким образом, пока участок ленты, равный по длине ширине щели, пройдет перед щелью, произойдут изменения тока, равные примерно 30 периодам. Записаны они не будут, так как они належатся друг на друга. А для телевидения применяется гораздо более широкая полоса частот - до 6 Мгц.

Поэтому для магнитной записи телевизионных сигналов ть только один способ - резко увеличить скорость дви-ения мапштной ленты. Если даже допустить, что ширина щели в магнитной головке может быть значительно уменьшена, то все равно скорость движения ленты надо увеличивать в десятки и сотни раз.

Это оказалось возможным сделать, хотя, правда, несколько обходным путем, применив так называемую строч-ую запись.

Представим себе вал, по окружности которого расположены четыре магнитофонные головки, каждая из которых смещена вниз относительно предыдущей на ширину строки - несколько больше, чем на длину своей щели. Вал вращается, а параллельно его оси, прилегая к валу н образуя своего рода желобок , движется лента. Этот желобок из ленты охватывает вал с головками не более чем на четверть его окружности.

Головки будут как бы прочерчивать на ленте строки. Первую наклонную строку прочертит первая головка. Едва она сойдет с ленты, как на нее с другого края набежит




вторая головка и начнет прочерчивать вторую строку. Так как лента движется относительно оси вала, к моменту подхода второй головки первая строка сместится и вторая строка будет располагаться под нею, считая по движению ленты. Далее будут прочерчены третья и четвертая строки, после чего все начнется сначала, т. е. снова на ленту набежит первая головка и т. д.

Лента, Щ/сВитая * В трубку

Лента


Вал-с голоВиоми

.Строки на ленте

Вал с головкой


Нужны ли для такой записи четыре головки? Конструкторы утверждают, что нужны. Четыре головки обеспечивают непрерывность записи. В тот момент, когда с ленты сходит одна головка, на ленту вступает очередная головка. Придав валу с головками большое число оборотов, можно обеспечить быстрое движение ленты относительно магнитной щели головки (или этой щели относительно ленты, что одно и то же).

Допустим, что вал делает, например, 15000 об1мин. Следовательно, четверть оборота (сфера действия одной головки) длится 0,001 сек. Ширина ленты бывает порядка 50 мм. Отсюда нетрудно подсчитать, что скорость движения магнитной щели относительно ленты составляет примерно 50 ООО мм/сек, тогда как в лучших магнитофонах она доходила лишь до 770 мм/сек.

Приведенные цифры вполне реальны. В Москве Институтом звукозаписи сконструирован магнитофон для записи

телевизионных изображений, данные которого: четыре головки, ширина ленты 50 мм, число оборотов вала с головками 15 000 в минуту, -скорость движения ленты вдоль вала 385 мм/сек. В Ленинграде на заводе Ленкинап к сконструирован магнитофон с несколько другими данными: ширина ленты 70 мм, четыре головки, число оборотов вала с головками 12 ООО в минуту, скорость движения ленты 385 мм/сек. Примерно такие же данные имеют и иностранные магнитофоны для записи телевизионных изображений, в том числе и цветных.

Но не все конструкторы использовали четыре головки. Японские конструкторы пошли по другому пути. В сконструированном ими магнитофоне на валу всего одна головка, зато лента охватывает весь вал. Для этого она свита в трубку. Попробуйте свить трубку из бумажной ленты и прочертите внутри получившейся трубки карандашом кольцо. Теперь разверните ленту и посмотрите, что у Вас получилось. А получилось вот что: вместо круглого кольца на ленте прочертилась очень длинная наклонная строка. Если начертить два кольца, чуть смещенные друг относительно друга, то можно убедиться в том, что вторая строка будет без перерыва служить продолжением первой, т. е. будет обеспечена непрерывность записи одной головкой. Вал с головкой в японских магнитофонах для записи изображений делает всего 3 600 об/мин, т. е. в 3-4 раза меньше, чем в магнитофонах с четырьмя головками. Этот способ напоминает один из видов рапид-съемки в кино.

Значение записи телевизионных изображений на магнитную ленту гораздо шире, чем это может показаться сначала. Оказывается, например, что производить киносъемку выгоднее не кинокамерой, а телевизионной камерой на магнитную ленту. Такая лента гораздо дешевле; она немедленно без обработки готова к воспроизведению; в случае нужды ленту можно использовать повторно, стерев с нее 1 старую запись; съемку можно вести при гораздо меньшей I освещенности, так как чувствительность телевизионных I передающих трубок гораздо выше чувствительности кнно-j пленки. Словом, преимуществ очень много - вплоть до того, что и черно-белое, и цветное изображения записываются на одну и ту же ленту. Похоже на то, что в будущем кинолента начнет отмирать и будет заменяться магнитной лен-той. Эту возможность надо учитывать как одну из вероятных перспектив развития техники магнитной записи сигналов.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 [ 29 ] 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

© 2024 Constanta-Kazan.ru
Тел: 8(843)265-47-53, 8(843)265-47-52, Факс: 8(843)211-02-95