![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Главная -> Занимательная радиотехнология 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [ 14 ] 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 пробела технике пришлось создать очень сложные и громоздкие системы навигации с различными видами компасов, с пеленгаторами, эхолокаторами, наводящими станциями, маяками и пр. А бабочка мгновенно и безошибочно находит дорогу к самке (см. стр. 244), причем ее приемник излучений, очевидно, обладает невероятной чувствительностью. Ведь какую мощность может излучать маленькая бабочка н какое поле могут создать ее сигналы на расстоянии 10 км! А ведь этой способностью обладают и такие небольшие бабочки, как общеизвестная моль. Все, о чем здесь было рассказано, может быть решено средствами радиоэлектроники, но в большинстве случаев при помощи больших, сложных, дорогих и, к сожалению, не очень надежных установок. Природа за 4 млрд. лет сумела найти иные, простые и рациональные решения. Следовательно, такие решения возможны, и наши конструкторы должны искать их. ![]() ВСЕ ВДРУГ- В заключение хочется отметить, что изучение живой природы в рассматриваемом нами направлении только начато. Тут есть еще очень много невыясненного. Вот хотя бы один пример. Военные корабли ходят обычно кильватерными колоннами и повороты осуществляют, идя по следу находящегося впереди корабля, как вагоны бегут за локо-84 ПС Тс мотивом. Но есть во флоте команда поворот все вдруг . По этой команде, даваемой ведущим кораблем, все корабли поворачивают одновременно и, следовательно, меняют строй. Так вот громадные косяки рыбы, иногда километровой длины, тоже могут делать поворот все вдруг . Каждая рыба поворачивает одновременно со всеми в одну сторону, и стая следует в другом направлении. Какому сигналу подчиняются рыбы? Кто дает этот сигнал? Это совершенно неизвестно. Очевидно только, что зрение здесь помочь не может. Если бы рыба руководствовалась тем, что видит, а видпт, она только ближайших соседок, то волна поворота медленно распространялась бы по косяку. А вот другой пример использования природного устройства. Было замечено, что медузы очень задолго узнают о приближении шторма. Наблюдения показали, что вестником шторма служат ннфразвуковые колебания, распространяющиеся в воде. Частота их около 8 гц. У нас чувствительных приемников для таких частот не было. Решили скопировать приемник медузы, устроенный достаточно просто. Такой прибор был сконструирован на кафедре биофизики Московского университета и дал очень хорошие результаты: он предсказывает приближение шторма за 15 ч. Изучение природы в том направлении, в каком это начинает делать новая наука - бионика (стр. 247), должно дать очень много ценного для дальнейшего прогресса и науки, и техники. ![]() ;ИНФ.РАУХО ![]() Р/1СТЕНИЯ т 3BVK Мы знаем, что растения нельзя считать неподвижными. Например, все они реагируют на свет. Подсолнечники и масса других цветов и соцветий все время поворачиваются к солнцу по мере его движения по небу - прекрасный пример следящей системы . Многие растения с заходом солнца складывают листья, у других на ночь увядают цветы. К первым, например, принадлежит шелковистая акация, ко вторым - некоторые фиалки. Но есть цветы, которые, наоборот, поникают днем и развертываются к ночи. Таковы; например, душистый табак и маттиола. А эвкалипт реагирует на свет по-своему: он поворачивает листья к свету не плоскостью, а ребром, чтобы уменьшить перегрев и вместе с ним испарение воды. Механические воздействия тоже могут заставить растения двигаться. Знаменитая стыдливая мимоза при прикосновении складывает листочки. Очень быстро складывает свои реснички росянка, когда в ее ловушку попадает насекомое. Таких хищных растений, способных на быстрые движения, много. Но до последнего времени не было известно, что растения реагируют и на звук. Объясняется это, конечно, тем, что раньше не существовало громких источников звука длительного действия. Но когда появились мощные громкоговорители, устанавливаемые на открытом воздухе, было замечено, что цветы отворачиваются от громкоговорителей. В литературе появились разрозненные сообщения о наблюдениях этого явления, которые, естественно, нуждаются в массовой проверке, проведенной в разных условиях. Опыты лучше всего производить с громкими музыкальными передачами. Речевые передачи не бывают громкими, потому что между словами всегда есть Шякжг ь интервалы, которые значи- ЛМг тельно снижают общий уро: Ш^шШк^ Гораздо полнее прове- HHHI рено действие звука на в^И всхожесть и рост растений. В США на одной из ферм В, И штата Иллинойс уже в течение нескольких лет ведутся специально поставленные опыты. Они показали, что облучаемые звуками семена прорастают заметно быстрее и дают более сильные ростки, чем такие же семена, находящиеся в совершенно одинаковых условиях, но не подвергающиеся озвучиванию . Например, десять озвученных всходов весили 40 г, 86 На десять неозвученных - 28 г. Озвученные растения дали соответственно и больший урожай. При этом было за-мечено, что наилучшие результаты дает озвучивание низко-I частотным тоном (в поставленных опытах - 450 гц). В ко-1 нечном счете результат с посевами кукурузы был такой: Чна озвученном участке урожай 175 гектолитров, количество початков 328, на совершенно таком же участке, но неозвученном - 150 гектолитров, 269 початков. Одним из наблюдателей отмечен еще такой вид реагиро- вания растений на звук. Если растение, уснувшее на ночь, например сложившее листики, подвергнуть действию громкого звука, то листочки снова раскрываются, как они раскрываются при достаточно сильном освещении. Опыты и наблюдения такого рода надо продолжать. Возможно, что результатом их будет не только установление новой, неизвестной ранее взаимосвязи между явлениями, нр и эффект, имеющий народнохозяйственное значение. Этот вопрос не имеет никакого отношения к собственно языку. Совершенно очевидно, что мы можем понять только то, что сказано на известном нам языке. Но для того чтобы понять слово, произнесенное на любом языке, надо уловить составляющие его звуки. Если кто-нибудь произнес слово миска , то слушающий должен совершенно ясно различить, что первым звуком в этом слове является м , за ним следует и и т. д. Если вместо и мы услышим а , то слово примет совсем другой смысл: получится не миска , а маска . Из этого следует бесспорный вывод: чтобы понимать друг друга, мы должны различать звуки, из которых составляются слова. Мы должны безошибочно отличать звук а от звука о или и и пр. S S w ш = Ж IP 1РШШ ШШ /Ш в^ввД IF У ![]() Каким же образом мы достигаем этого? Ведь человеческие голоса так различны по тембру и тону. Иной пророкочет звук а густым басом, а детский голосок пропищит его тонким дискантом, но и в раскатах баса, и в тонком детском голосе мы уловим один и тот же звук а . Мы распознаем звуки независимо от того, как они произнесены --громко или шепотом, мы узнаем их и в крике, и в пении. Механизм этого понимания очень интересен. Оказывается, в каждом гласном звуке есть не менее чем два характерных тона, две, как их называют, форманты, которые и определяют его. Эти форманты должны обязательно присутствовать в звуке, иначе мы не сможем его распознать. Чем же обеспечивается наличие в произносимом звуке необходимых формант? Оно обеспечивается определенной настройкой полости рта. При помощи языка, щек и соответствующего положения челюстей мы образуем в полости рта два резонирующих объема, которые и подчеркивают нужные форманты. Например, у звука а три форманты: 600, 1 070 и 2 400 гц. Высота звука - его тон - зависит от размера голосовой щели. Изменяя этот размер, мы можем изменять тон звука, делать его более высоким или более низким, но необходимые форманты при этом остаются неизменными. Попробуйте, например, раскрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам и произнести звук а . Вы проделаете это очень легко. Но попробуйте теперь, не изменяя формы рта и положения языка, (произнести другой звук, например и , о , у или какой-нибудь другой. Из этой попытки ничего не выйдет. В лучшем случае Вам удастся выдавить из себя лишь неопределенное мычание, не похожее на звучание, соответствующее какой-либо букве, но выдавить даже такой звук будет физически трудно. Этот же опыт можно проделать с любым другим звуком. Настройте рот на звук и и попытайтесь, не изменяя ![]() .Ш1т,ч- этой настройки, произнести звук а или любой другой. Это Вам не удастся. У нас выработалась автоматическая привычка настраивать свой рот нужным образом, и мы не замечаем этого. Интересно, сколько времени длится произношение той или иной буквы. В отношении гласных букв нельзя установить какую-либо определенную продолжительность звучания. Один говорит быстрее, другой медленнее. Иногда мы умышленно растягиваем слова. Однако исследования показали, что растягивание слов производится путем увеличения длительности звучания гласных букв и некоторых согласных, таких, например, как с , ш . Звучание части согласных букв мы растягивать не можем. К ним относятся б , п , т и др. Если не принимать во внимание умышленное растягива-ние звучания букв, а ориентироваться на длительность зву-Ачания их при нормальном среднем темпе речи, то окажется, шчто наиболее длительно мы тянем звук, соответствующий букве а - около 250 мсек. Самый короткозвучащий звук - п . На произношение этой буквы мы затрачиваем всего 20 мсек. Радиоаппаратура даджна без искажений донести нуж-ные форманты звуков до нашего уха. Искажение их приво- Идит к потере разборчивости. Следует отметить, что наше восприятие формант звуков ухудшается с увеличением громкости относительно ее нор- Нмального, привычного уровня. Поэтому разборчивость очень громкой радиопередачи ниже разборчивости передачи, гром-кость которой приближается к естественной. Это обстоя- Ительство в числе прочих причин объясняет меньшую раз-борчивость передачи мощных уличных громкоговорителей по сравнению с комнатным. Об этом очень полезно почаще jB вспоминать и любителям оглушительной работы прием- В НИКОВ. Это справедливо не только в отношении громкоговорите-Влей. Когда человек кричит, нам тоже труднее понять его, Н1ем когда он говорит с нормальной громкостью. |
© 2025 Constanta-Kazan.ru
Тел: 8(843)265-47-53, 8(843)265-47-52, Факс: 8(843)211-02-95 |