![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Главная -> Занимательная радиотехнология 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 [ 31 ] 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Так вот, опыт уже давно показал, что в соответствии с особенностями нашего зрения достаточно двух цветов, чтобы создать иллюзию всех цветов. К этому вопросу вновь привлек всеобш,ее внимание в 1959 г. американец Лэнд, которого неправильно считают первооткрывателем этого явления, но которому нельзя отказать в признании проявленной им большой энергии для популяризации его. Лэнд фотографировал цветной объект 2 раза на обычные черно-белые пластинки. Первый раз фотографирование производилось через красный светофильтр, второй раз - через зеленый светофильтр. С полученных негативов делались черно-белые диапозитивы, которые устанавливались в два проектора. В одном из них с диапозитивом, снятым через красный светофильтр, была красная лампа, в другом - обычная белая лампа. Изображения, даваемые обоими проекторами, совмещались на экране. Можно было ожидать, что изображение на экране будет красно-черным - совмещение красного и черно-белого изображений. Насамомже деле на экране в этом случае возникает многоцветное изображение, в какой-то степени повторяющее цвета объекта. (В таких случаях очень не хочется говорить в естественных цветах , потому что и в фото, и в кино, и в телевидении цвета пока не получаются действительно естественными). БЕЛАЯ ЛАМПА черно-белый позитив, снятый через зеленый светофильтр ![]() черно- белым позитив, снятый через красный светофильтр полупрозрачное зеркало Опыт этого рода москвичи и гости Москвы видели на американской выставке в Москве. Демонстрационная установка была выполнена так. Два больших черно-белых диапозитива смонтированы под прямым углом друг к другу. Сзади один 186 из них освещается красной лампой, другой - белой или желтой - натриевой. Оба могут также подсвечиваться белыми лампами. По линии раздела угла под углом 45° к каждому из диапозитивов помещено полупрозрачное зеркало. В этом зеркале оба диапозитива совмещаются, т. е. отражение в зеркале одного из диапозитивов совпадает с видимым на просвет вторым диапозитивом. Смотреть на полупрозрачное зеркало можно было как со стороны одного диапозитива, так и со стороны другого, эффект от этого не менялся. Если диапозитивы освещены белыми лампами, то совмещенное в зеркале изображение получается черно-белым. Но лишь только диапозитив, который мы условно назовем красным, осветится красным светом, как совмещенное изображение становится цветным, в котором есть вся гамма цветов: красный, синий, зеленый, желтый и т. д. со всевозможными оттенками, например: светло-зеленый, темно-зеленый, оливковый и др. Так как установка доступна со всех сторон, можно встать так, что одна часть какого-нибудь диапозитива видна сквозь зеркало, а другая часть - непосредственно, мимо зеркала. Тогда первая часть получается цветной, а вторая - или красной, или черно-белой в зависимости от того, со стороны какого диапозитива смотрит наблюдатель. Надо еще раз подчеркнуть, что многоцветность порождается в данном случае лишь нашим воображением. Если исследовать получающееся многоцветное изображение каким-либо объективным анализатором, например спектроскопом, то он обнаружит в изображении только красный и белый цвета. Но наш глаз, несмотря на это, упрямо продолжает видеть в изображении все цвета. Как мы уже сказали, это происходит из-за каких-то еще невыясненных до конца особенностей механизма нашего зрения. Но это обстоятельство не может помешать нам использовать их. Ведь все теле-.видение построено на подобных иллюзиях или обманах . На экране нет движения, есть только чередование отдельных статических снимков, но мы видим движение. На экране нет изображения, есть только бегающая световая точка, но мы видим изображение. Так почему же нам не удовлетвориться цветным изображением, хотя бы его на самом деле [и не было. Конечно, от опытов с диапозитивами до цветного теле-рвидения дистанция еще далекая, но во всяком случае надо иметь в виду, что три цвета необязательны, можно обойтись меньшим числом цветов, например двумя. К этой фразе можно придраться. Причем тут например ? Нельзя же получить многоцветное изображение, передавая только один цвет - белый! Оказывается, можно и это. Доказано опытами, что у наших органов зрения можно создать впечатление цвета, воздействуя на них только чередованием черного и белого. Если изготовить изображенные на рисунке диски, окрашенные в белый и черный цвета, то при вращении их со скоростью около 7 об/сек они будут казаться нам то красного, то синего, то зеленого цвета. Английское телевидение в 1959 г. произвело опыт передачи цвета по черно-белой телевизионной системе. Было передано простое изображение - кубик. Кубик был одного цвета, а фон - другого. Цвета получались неяркими, но вполне различимыми. Все телезрители восприняли их одинаково. Цветной эффект был создан чередованием черного и белого. В 1962 г. подобный опыт - и даже более широкий -- был повторен у нас в Иркутске. Иркутские телезрители увидели на экранах своих телевизоров большой белый круг, внутри которого один против другого были два черных кружка меньшего диаметра. Белый круг начал вращаться. По мере увеличения числа его оборотов черные кружки начали сливаться в полосы. С убыстрением вращения диска полосы стали цветными, цвета плавно переходили из одного в другой - голубой, коричневый, фиолетовый, темно-розовый, зеленый... Иркутские экспериментаторы не ограничились этим. Их инициатор доцент Иркутского университета Л. Могилев проделал также опыты воспроизведения объема на экранах обычных телевизоров. Все внимательные зрители замечали, что на экранах кино и телевидения иногда возникает объем, появляется перспектива. Так бывает в тех случаях, когда съемочная кинокамера или телевизионная передающая камера про-188 ![]() изводит съемку с движения, когда движется она сама. Эффект наиболее заметен при движении камеры вдоль сада или леса. Это движение порождает перспективу. На экране появляется глубина, ясно, как в стереоскопии, видно, что одни деревья находятся ближе, другие - дальше. Автор иркутских экспериментов нашел такие фигуры, которые при вращении их перед объективом телевизионной камеры начинали казаться объемными. И в результате на экранах иркутских телезрителей появились то выпуклые, то вогнутые объемные фигуры: кубок, конус, плетеная корзинка, массивное маховое колесо. 22 января 1964 г. опыт получения цветов при помощи вращающегося черно-белого диска был повторен в Ленинграде во время передачи из Дома занимательной науки . По отзывам аудитории цвета различались легко. Опыты и наблюдения, подобные описанным, обнадеживают. Они дают основания надеяться, что проблема цветного телевидения может быть разрешена иначе и проще, чем это сделано теперь. Нельзя утверждать, что способ чередования черного с белым пригоден во всех случаях. Может быть, им можно воспользоваться только для передачи простых рисунков, допустим мультипликационных фильмов (конечно, специально изготовленных). Но уже очевидно, что способы обойтись без передачи трех цветов имеются. Их надо исследовать и развивать, изыскивая одновременно и новые, пока неизвестные пути. Равным образом нужно экспериментировать и с воспроизведением на экране перспективы. Движение камеры и вращение перед камерой специальных рисунков (как в иркутских опытах) не являются единственными возможностями в этом направлении. Например, многие знают, что фотографы рассматривают фотоснимки одним глазом. Если смотреть на снимок одним глазом и сделать расстояние от глаза до снимка равным фокусному расстоянию объектива фотоаппарата, которым был произведен снимок, то отпечаток явственно представляется объемным, в нем чувствуется перспектива (если отпечаток увеличен, то в расстояние вносится соответствующая поправка). Этот же эффект можно наблюдать и в телевидении. Если смотреть на изображение на экране телевизора одним глазом, то можно подобрать такое расстояние между глазом и экраном, прн котором в изображении появляется перспектива. Это особенно заметно, когда на экране много движения, например, при передаче футбольных матчей. При этом эффект тем заметнее, чем более четко изображение на экране телевизора. К этому можно добавить, что теперь научились делать прекрасные объемные фотоснимки для рассматривания одним глазом (снимки в шарах). Таким образом, надо упорно экспериментировать и с цветом, и с объемом, проверять и совершенствовать известные пути и искать новые. Ясно одно - такие пути возможны. ![]() Этот заголовок заставит многих читателей насторожиться. Как это так - быстрее света? Установлено, что скорость света 300 ООО км/сек - наибольшая возможная в природе скорость, превысить которую невозможно. Это положение лежит в основе всей современной физики, является одним из ее краеугольных камней. ![]() Так в чем же тут дело? Прибором, претендующим на установление такого невероятного рекорда, является электронно-лучевая трубка. ![]() Наивысших скоростей достигает движение точки по экрану электронно-лучевых трубок, работающих в осциллографах - специальных измерительных приборах, дающих возможность наблюдать на экране ход электрических процессов. Здесь мы вплотную подошли к около- и сверхсветовым скоростям. Не будем рассматривать обычные осциллографы, у которых скорость движения пятна по экрану примерно такая же, как в телевизорах и радиолокаторах. Обратимся к специальным осциллографам, предназначенным для наблюдения сверхбыстрых процессов. Для такого осциллографа молния - слишком медленный процесс, а ведь молния длится 10 сек, т. е. одну десятимиллионную секунды. Конечно, для того чтобы регистрировать процессы такой скорости, точка должна перемещаться по экрану чрезвычайно быстро. Действительно, строку она проходит за 10 ® сек, или за одну миллиардную секунды. Для этого отрезка времени есть свое название - наносекунда. Как видим, молния длится целых 100 наносекунд. Длина строки на экране осциллографа равна Ю см. Точка пробегает ее со скоростью 100 ООО км/сек. Осциллограф с такой трубкой может регистрировать процессы в тысячу раз более быстрые, чем молния, т. е. длительностью всего 0,1 наносекунды. При регистрации процесса такой длительности точка описывает некоторую кривую общей длиной около 4-5 см, развивая скорость 400 000-500 ООО км/сек, т. е. скорость больше световой. Итак, обмана нет. Скорость света действительно превышена, но ...И тут есть свое но . Эта скорость принадлежит нематериальной частице. Светящееся пятно в разных положениях его создается разными электронами. По- ![]() >300000 КМ/СЕК ![]() |
© 2025 Constanta-Kazan.ru
Тел: 8(843)265-47-53, 8(843)265-47-52, Факс: 8(843)211-02-95 |