![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Главная -> Магнитная запись импульсов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 [ 95 ] 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 Все эти магнитофоны используют ленту типа 2 или типа 6. Запись в них двухдорожечная. В части качественных показателей, а таюке по ряду нормализованных показателей все они соответствуют ГОСТ 08088. Магнитофоны рассчитаны на питание от электросети ПО и 220 е. В них предушотрена ускоренная перемотка ленты в прямом и обратном направлениях. 14-14. СТЕРЕОФОНИЧЕСКАЯ ЗВУКОЗАПИСЬ При воспроизведении обычной звукозаписи пространственное расположение источников звука не ощущается слушателями, так как воспроизведение ведется из общей точки, где расположен громкоговоритель. Это намного нарушает впечатление натуральности. Данный недостаток в большей или меньшей степени устраняется в различных системах стереофонической звукозаписи. Принцип ее заключается в том, что записываемый звук воспринимается несколькими разнесенными микрофонами и записывается раздельно иа соответствующее число звуковых дорожек, располагаемых для облегчения синхронизации при воспроизведении иа общем звуконосителе. Воспроизводится стереофоническая запись при помощи нескольких громкоговорителей, число которых (а по возможности и расположение) соответствует числу и расположению микрофонов при записи. При стереофонической записи-воспроизведенин имеется, таким образом, ряд независимых каналов звукопере-дачи. Чем больше их число, тем лучше передается пространственная перспектива в звучании. Пять каналов, например, дают отличную, три - хорошую и два - удовлетворительную стереофоничность звука. Пять и три канала используются в широкоэкранном кино, а два канала наиболее подходящи для радиовещания, грамзаписи и любительской записи. Многоканальная запись производится на специальную широкую, а двухканальная - иа обычную узкую магнитную ленту. В последнем случае должны записываться одновременно (в отличие от двухдорожечной) две звуковые дорожки. ГОСТ 08088 нормализует положение этих дорожек (рис. 14-57). Дорожка № 1 должна содержать запись левого (В направлении от слушателей) канала. Рабочие щели голо- Наилучшее расположение микрофонов при записи находится опытным путем. Расстояние между микрофонами (1,5-5 м) устанавливается в зависимости от характера записи. Регулировку усиления производят одновременно в обоих каналах записи. Контроль ведется на два индикатора уровня (по одному для каждого канала) и на два громкоговорителя или специально шонтированные телефонные трубки, у которых правый наушник подключен к правому, а левый - к левому каналам. Слушая запись, можно судить, насколько удачно передается звуковая перспектива, и при необходимости подбирать лучшее расположение микрофонов. При воспроизведении стереофонической записи следует найти наиболее удачное для данного помещения расположение громкоговорите лей. Усиление, частотные характеристики в обоих каналах и громкоговорители следует брать одинаковыми. Двухканальная стереофония моясет быть осуществлена и другими способами. Вместо двух разнесенных ![]() Рис. 14-58. Принцип устройства головки для стереофонической записи и воспроизведения. / - сердечник из изогнутых полуколец; 2 - немагнитная прокладка; 3 - пермаллое-вый экран; 4 - катушка; 5- боковая щечка для стяжки головки; 6 - рабочая щель. ![]() ![]() Рнс. 14-59. Сдвоенные микрофоны для стереофонической звукозаписи. / - характеристика направленности верхнего микрофона; 2 -характеристика направленности нижнего микрофона. Магнитные головки Р /Дорожка (левый канал) Дорожка №2 (правый канал) Направление движения ленты Рис. 14-57. Расположение звуковых дорожек при записи. вок, записывающих обе дорожки (а соответственно и воспроизводящих), должны располагаться на одной линии. Расстояние между дорожками -должно быть не менее 0,75 мм. Чтобы сохранить при воспроизведении пространственный эффект, переходное затухание между каналами должно быть не менее 25 дб. Для этого расстояние между дорож-каю1 увеличивают до 1,5 мм, а между магнитными головками помещают пермаллоевый экран (рис. 14-58). микрофонов применяют два расположенных один над другим микрофона с характеристиками направленности в форме восьмерки или кардиоиды. Располагаются микрофоны так, что один принимает звуки, поступающие справа, другой - слева (рис. 14-59). Такой способ эксплуатационно удобнее, чем способ разнесенных микрофонов, однако при нем несколько хуже передается пространственная перспектива, так как локализация источника звука происходит только за счет разной силы восприятия его обоими микрофонами. Дополнительная локализация за стереофонической счет разности времени пробега звуковой волны от источника до одного и другого микрофонов здесь отсутствует. Вместо приема микрофонами правой и левой частей звукового поля можно вести раздельный прием середины Л! и сторон S. Такой способ известен под названием способа MS. При нем также применяют два совмещенных микрофона: один с кардиойдной характеристикой для приема средней части звукового поля, а второй с характеристикой направленности в форме восьмерки для приема сторон (рис. 14-60). Фаза э. д. с, развиваемой вторым микрофоном от источника звука, находящегося справа. .§ 14-15] Магнитная запись звука в профессиональной у, любительской киносъемке противоположна фазе э. д. с. от источника слева. Поэтому если сложить э. д. с. обоих микрофонов, то результирующая-характеристика направленности будет вытянута вправо, а если вычесть, то влево. Производя сложение и вычитание при зациси или воспроизведении с помощью схемы. ![]() Рнс. 14-60. Характеристики направленности при стереофонической звукозаписи по способу MS. , Справа результирующие характеристики, полученные в результате сложения (ж + S) н вычитания (М - .S) сигналов, \ поступающих с обоих микрофонов. показанной на рис. 14-61, мы получим необходимое для стереофонии разделение правой и левой сторон. Возможно осуществление так называемых совмещенных систем стереофонической звукозаписи. Эти записи можно воспроизводить на обычной иестереофони-ческой аппаратуре, получая при этом нормальное монофоническое звуковоспроизведение. Напомним, что в нестереофонических магнитофонах широкого пользования применяется двухдорожечная запись с расположением дорожек согласно рис. 14-4. Если воспроизводить на них стереофонические записи, выполненные согласно рис. 14-57, то мы услышим только левый канал. Совместимость в данном случае не достигается. В отличие us этого система MS является совместимой, если на дорожку № 1 (рис. 14-.57) записывать сигнал М, передающий среднюю часть звукового поля, достаточную для моноурального воспроизведения. 1-а канал г-й канал о о i Сумма Разность Рис. 14-61. Схема сложения - вычитания. Совместимые системы можно получить и при микрофонах, раздельно принимающих правую П и- левую Л стороны звукового поля. Для этого надо при записи с помощью схемы, показанной на рис. 14-61, произвести сложение и вычитание и записать сигнал Я Л на дорожку №1,3 сигнал П - Л - на дорожку № 2. На нестереофоническом магнитофоне будет воспроизводиться сигнал n-jr- Л, отображающий все звуковое поле. Для стереофонического воспроизведения такой записи необходимо при воспроизведении произвести вторичное сложение и вычитание и получить соответственно в первом случае П Л+ П -Л = 2П, т. е. звучание, соответствующее правой, а во втором П--Л-П^Л = 2Л - левой стороне. 14-15. МАГНИТНАЯ ЗАПИСЬ ЗВУКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ КИНОСЪЕМКЕ Во время профессиональной киносъемки звук записывают на 17,5- или 35-жл перфорированную магнитную ленту. Благодаря перфорации на носителе звука и на носителе изображения легко сохраняется нужная синхронность. Например, если при монтаже изображения удален отрезок киноленты между 117 и 126-й перфорациями, то из звуковой ленты удаляется точно такой же участок. После монтажа обе ленты совмещаются и с них изготавливают общую копию (готовый кинофильм). Запись звука в любительской киносъемке в большинстве случаев может производиться после съемки, так как по содержанию она представляет комментарии автора к событиям, показываемым на экране. Запись возможна на любом магнитофоне широкого пользования. Во время записи одновременно проецируется на экран и фильм, для того чтобы комментарии соответствовали сюжету. При воспроизведении это соответствие может нарушиться, так как скорость ленты в магнитофонах широкого ноль- зования и скорость кинопленки в любительских кинопроекторах изменяются в значительных пределах и могут при воспроизведении существенно отличаться от скоростей при записи. ![]() +£ Магиитофол Рис. 14-62. Схема синхронизации кинопроектора и магнитофона. Шетродвига-тем тиопроектсра Некоторое улучшение синхронизации звука и изображения может быть достигнуто, если с помощью стробоскопического диска, наклеенного на зубчатый барабан кинопроекта и реостата, включенного последовательно с его двигателем, поддерживать скорость кинопленки постоянной при записи и воспроизведении. Однако лучшие результаты получаются при принудительной синхронизации магнитофона с кинопроектором. Один из способов синхронизации состоит в том, что в магнитофоне и кинопроекторе устанавливают одинаковые кольцевые коммутаторы, приводимые в движение в первом случае магнитной лентой, во втором - кинопленкой (рис. 14-62): При номинальных скоростях ленты и пленки оба коммутатора вращаются с одинаковой угловой скоростью. Двигатель кинопроектора выбирается таким, чтобы скорость кинопленки была выше номинальной, поэтому ползунок коммутатора на кинопроекторе опережает ползунок коммутатора в магнитофоне. В момент, когда ползунки одновременно замкнут цепь а -б, двигатель кинопроектора выключится (с помощью реле) и движение кинопленки притормозится до тех пор, пока ползунок в кинопроекторе не отстанет по положению от ползунка в магнитофоне. Тогда скорость снова начнет увеличиваться и процесс повторится. Всякие изменения скорости ленты в магнитофоне вызывают пропорциональные изменения скорости кинопленкн, и синхронность звука с изображением сохраняется удовлетворительной. Если звук записывается в процессе самой съемки, а не при последующем озвучивании, то описанный способ не обеспечивает удовлетворительной синхронизации, так как при нем не исключается влияние изменения длины ленты из-за растяжения й климатических воздействий. В этом случае используется так называемый способ пилот-тона . Во время съемки на магнитную ленту, кроме звука, записывается сигнал (пилот-тон), вырабатываемый датчиком в кинокамере. Частота пилот-тона определяется скоростью движения кинопленки и при номинальном ее значении выбирается близкой к 50 гц. Датчик выполняется обычно в виде коммутатора, ползунок которого связан с ведущим барабаном съемочной камеры. ,Пилот-тон может записываться или иа отдельную дорожку, или в направлении, перпендикулярном направлению записи звука (рис. 14-63), или же, наконец, путем добавления к звуко- ![]() Направпеиие записи звука Л Направление запаси .,г1илоттона Рис. 14-63. Запись пилот-тона . вому сигналу вспомогательного сигнала с частотой 12- 16 кгц, который модулируется пилот-тоном. Вне зависимости от выбранного способа при воспроизведении выделяют пилот-тон, усиливают его и питают электродвигатель кинопроектора. Таким образом, магнитофон ведет кинопроектор, чем и обеспечивается синхронность звука с изображением. Чтобы уменьшить потребную мощность пилот-тона, им можно питать не электродвигатель кинопроектора, а небольшой синхронный электродвигатель, жестко связанный с первым. Синхронный электродвигатель работает при этом как синхронный тормоз. 14-16. ДИКТОФОНЫ Диктофоном называют магнитофон, специально сконструированный для записи речи с целью последующей буквенной перезаписи ее от руки или на пишущей мащинке. От обычного магнитофона его отличает следующее: 1. Качественные показатели диктофона относительно низки, так как они должны лишь обеспечивать разборчивость речи при воспроизведении. Частотный диапазон составляет 300-4 ООО гц, коэффициент де- тонации-до 1%, относительный уровень шумов порядка -30 дб, коэффициент гармоник 8-10%. 2. С целью упрощения записи совещаний и кон- од. я ференций, когда выступающие могут находиться на j различном расстоянии от микрофона, в диктофонах . часто устраивают АРУ. 3. При воспроизведении во время буквенной перезаписи ходовый механизм диктофона работает в так называемом старт-стопном режиме , т. е. включается на непродолжительное время, выключается, при необходимости повторения реверсируется, снова включается и т. д. Такой режим работы с числом включений до 2-3 в минуту требует особо прочной конструкции ходового механизма. 4. Для облегчения буквенной перезаписи в диктофоне предусматривается дистанционное управление при воспроизведении с помощью ножной педали или небсхльшого клавишного устройства, которое можно закрепить на пишущей машинке. Такое управление позво-дяет легко включить, выключить и повторить воспроизведение, не отвлекаясь от работы на пишущей машинке или от записи вручную. При обычном .магнитофоне, не ![]() имеющем дистанционного управления, перезапись намного замедляется и делается неудобной. В некоторых диктофонах после каждой остановки звуконосителя он автоматически передвигается в обратном направлении на небольшое расстояние, (автоповтор). Благодаря этому воспроизведение всегда начинается с повторения части предыдущей группы слов, что обеспечивает лучшее понимание тех слов, которые приходятся на моменты включения и выключения ходового механизма. Автоповтор осуществляется или электрически путем введения в схему ходового механизма реле времени, включающего на непродолжительное время реверс после каждой остановки носителя, или механически. Пример последнего показан на рис. 14-64. При стопе электродвигатель диктофона выключается и ведущий вал 3 некоторое время вращается по инерции. Одновременно вспомогательный паразитный ролик 1 перемещается в направлении, показанном на рис. 14-64 стрелкой. Он отжимает ленту и основной прижимной ролик 2 и изменяет направление вращения последнего. Лента, зажатая между роликами 1 к 2, совершает обратное движение до тех пор, пока ведущий вал не остановится. 5. Так как записи на диктофоне не нуждаются в звуковом монтаже, то в качестве звуконосителя, кроме ленты, могут применяться также проволока, диск, лист, манжета (см. § 14-7). Диктофоны бывают с малым (до 15 мин) к большим (до 4 ч) временем записи. Первые используют в качестве носителя диск, лист и манжету и являются главным образом переносными аппаратами. Вторые работают на ленте и реже на проволоке; они применяются как стационарные аппараты в учреждениях. 14-17. МАГНИТНЫЙ РЕВЕРБЕРАТОР С помощью магнитной звукозаписи можно имитировать явление реверберации следующим образом. Рис. 14-64. Устройство авто-повтора в диктофоне. / - вспомогательный прижимный ролик; 2 - основной прижимный ролик; S-ведущий ролик; 4-лента. > Выход
![]() го ГЗ гв, ГВ2 ГВз ![]() Рис. 14-65. Блок-схема магнитного ревербератора. Звуковые колебания непрерывно записывают иа бесконечную магнитную ленту и воспроизводят несколькими головками (рис. 14-65). Каждая из них воспроизводит запись с запаздыванием, определяемым временем пробега ленты от головки записи. Можно подобрать число витков |
© 2025 Constanta-Kazan.ru
Тел: 8(843)265-47-53, 8(843)265-47-52, Факс: 8(843)211-02-95 |