![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Главная -> Занимательная радиотехнология 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 [ 44 ] 45 46 теплее. В стакане этой более теплой воды будет больше энергии, чем было раньше. Но разница будет, как всем понятно, исключительно мала. Однако энергия, составляющая эту разницу, будет гораздо больше энергии сигнала, принимаемого установками, о которых только что говорилось. ![]() jMI\iJN\U[I[ ПР/1Е/1ЯЕТС51 ПО ГЛАНО ![]() Это не выдумка и не бьющая на эффект фраза. Она вполне соответствует действительности. Суть дела состоит вот в чем. Сердце человека бьется с некоторой, определенной частотой. Частота эта зависит от обстоятельств. Спит ли человек, идет, бежит, отдыхает и т. д., каждому такому состоянию соответствует тот или иной ритм работы сердца. Этот ритм задается принудительно. Как у радиолокационной станции есть хронизатор, задающий ритм работы всей станции, так и в организме есть свой хронизатор, устанавливающий нужный для данных условий ритм работы сердца. А сердце - очень сложный механизм. У его многочисленных частей есть свои подсобные хронизаторы, вырабатывающие ритм, но все они увлекаются импульсами главного хронизатора и работают в нужном такте. Беда, если работа всех частей рассогласуется или прекратится подача импульсов от главного хронизатора. Начнутся перебои, мучительная скачка, которая может окончиться остановкой, у которой очень нехорошее название - смерть. Бывает, к сожалению, слишком часто бывает, что остановка вызывается неотвратимыми причинами, сравнимыми с полным износом. Но к счастью бывает и так, что согласованная работа сердца, работа всех его агрегатов нарушается более или менее случайными прич1П1ами. Сердце могло бы еще работать, если бы ему был задан необходимый ритм. Врачи пытливо изучали работу сердца. Выяснили, что сигналы ритма являются сигналами биоэлектрическими. Ритм работы сердца можно поддержать, подводя к нему соответствующие электрические импульсы от постороннего источника, выражаясь радиоязыком - от постороннего генератора импульсов. Хорошо, если это нужно сделать лишь на какое-то короткое время, например во время операции, когда нужно поддержать работу сердца. А как быть если такое управление работой сердца должно быть длительным, если оно должно продолжаться, предположим, месяцами? Вживить в сердце электроды оказалось не так сложно. Но как быть с генератором импульсов? Поместить его внутри организма? Допустим, место для него найти можно, но как быть с ремонтом, со сменой источников питания? Не вскрывать же каждый раз грудную клетку. И еще огромная трудность - провода. В человека нужно ввести провода, тогда генератор можно^ держать хоть в кармане. Но провода - вещь ненадежная, они могут ломаться. А в данном случае перелом провода означает не трески в телефонной трубке и не прекращение работы телевизора, а что-то неизмеримо худшее... И вот было найдено смелое решение - радио! Приемник поместить внутри грудной клетки, а передатчик снаружи. И передавать нужные импульсы по радио. Мы здесь опустили многие подробности. Например, не сказали о том, что ритм работы сердца должен меняться (отдыхаем, идем и т. д.), значит у генератора должен быть переключатель, а как им управлять, если он внутри тела? Применение радиосвязи разрешило эту задачу и многие другие. Это было осуществлено. У пациентки через 33 мин после смерти рядом мер удалось восстановить работу сердца и задать ему ритм генератором импульсов. В груди был помещен полупроводниковый прибор, к поясу больной прикрепили передатчик, антенна которого располагалась как раз против прибора, находившегося внутри. И человек стал жить. Через месяц он выписался из клиники домой. Это было сделано в Московском институте сердечнососудистой хирургии. Конечно, не нужно думать, что все это очень просто и что завтра такие вещи будут проделывать в районных поликлиниках. Это - самый передний фронт науки, это - подвиг разведчиков науки, ее первопроходцев. Но этот факт сам по себе хорошо иллюстрирует то, что дает различ- ным отраслям науки, в данном случае медицине, союз с радиоэлектроникой. Без радиоэлектроники теперь не может плодотворно развиваться ни одна отрасль знания. РОКА- , ![]() Прославленный изобретатель закончил свое выступление так: - Как видите, я выполнил свое обещание быть кратким и не утомлять вас глубокой теорией. Приступим к демонстрации. Наиболее пожилые из собравшейся здесь аудитории помнят, как немое вначале кино обрело звук, затем стало цветным, некоторое время спустя рамки экрана широко раздвинулись. Наконец, были найдены способы осуществлять объемное изображение и стереофоническое звучание. Теперь в результате работ нашего НИИ в кино внесено еще одно усовершенствование, основную сущность которого я Вам только что рассказал. Сейчас Вы познакомитесь с ним. Внимание! Прошу начать демонстрацию. Свет в зале погас. На огромном экране, опоясавшем половину зала, была видна лесная поляна. Слабый ветерок покачивал ветви деревьев, шумела листва, щебетали птицы. На полянке бегали дети... Зрители замерли. Все было так реально, что им показалось, будто воздух в зале стал другим, словно его наполнил чистый и свежий, напоенный запахом хвои и трав воздух солнечной лесной поляны. Одна из бегавших на опушке девочек остановилась и закричала: - Смотрите, ландыши! - Она сорвала несколько веточек с белоснежными цветочками и наклонилась над ними... По рядам пронесся гул. Раздались возгласы: - Изумительно!.. Полная иллюзия запаха ландьипей!... Как они чудесно пахнут!... 266 Действительно, все сидящие в зале явственно ощутили такой знакомый, нежный и неповторимый запах ландышей... Читать такое нам приходится пока только в научно-фантастических произведениях, причем авторы иногда даже пытаются объяснить технику воспроизведения запахов вспрыскиванием в воздух соответствующих эмульсий и быстрой сменой всего воздуха в зале при помощи мощных устройств кондиционирования. Конечно, такой способ в принципе осуществим. Насыщая воздух тем или иным запахом, можно заставить зрителей чувствовать его, но, конечно, это нельзя проделать очень быстро. Современные кинотеатры велики, и полная смена воздуха в них не может быть произведена быстро, иначе получится совершенно ненужная имитация урагана. В таком мощном потоке воздуха зрителям будет не до запахов и даже не до самой кинокартины. Ураган подавит все восприятия, кроме восприятия его самого. Нужна ли смена воздуха в подобных случаях? Авторы предложений этого рода основывали их на так называемом химическом механизме восприятия запахов. Он состоит в том, что всякое вещество, издающее запах, испаряет во внешнее пространство молекулы, которые разлетаются во все стороны отчасти из-за имеющегося запаса скорости (скорости вылета), отчасти вследствие толчков от постоянно находящихся в движении частиц воздуха и главным образом вместе с потоками воздуха. Третья причина физически подобна второй и отличается от нее лишь тем, что толчки будут направлены преимущественно в одном направлении - куда ветер дует . Попадая в нос, частицы вещества воздействуют на имеющиеся в слизистой оболочке рецепторы (восприниматели), которые химически взаимодействуют с ними и посылают соответствующие сигналы в мозговые центры. Там эти сигналы рождают в нашем сознании представление о присущем данному веществу запахе. Однако в наши дни большая часть ученых, в том числе и советских, считает более вероятным, что запахи передаются посредством электромагнитных колебаний. Низкочастотные вибрации молекул вещества сопровождаются возникновением электромагнитных колебаний, воздействующих на специальные рецепторы в слизистой оболочке носа. Эги рецепторы представляют собой что-то вроде микроантенн, улавливающих поступающие колебания и пере- дающих их в мозговые центры. Предположительно установлен и диапазон волн, который использован природой для передачи запахов. Этот диа-1= пазон примерно от 8 до 14 микрон. Некоторые из поставленных учеными опытов убедительно говорят в пользу электромагнитного механизма передачи запахов. Например, пчелы очень чувствительны к запаху меда. Однако если мед поместить в герметический металлический ящик, то пчелы не воспринимают запаха меда и не проявляют интереса к ящику. Но стоит проделать в ящике окно , прозрачное для радиоволн указанного диапазона и непрозрачное для более длинных и более коротких волн, в том числе и световых, как пчелы устремляются к окну, несмотря на то, что герметизация ящика остается по-прежнему полной и вылет наружу испаренных молекул меда исключен, исключена также и возможность увидеть мед. Этот пример - лишь один из многих. С некоторыми из них нам сталкиваться даже в повседневной практике. Например, все знают запах железа. Железо начинает пахнуть лишь в нагретом виде и то лишь в определенном интервале температур. При увеличении нагрева запах пропадает. Но ведь не приходится сомневаться в том, что чем выше температура, тем интенсивнее происходит испарение молекул. Поэтому остается предположить, что колебания частоты, нужной для ощущения нами запаха, излучаются молекулами железа лишь при определенных температурах. При более высоких и более низких температурах эти частоты уже не излучаются и мы перестаем чувствовать запахи. Исследования механизма восприятия запахов развертываются все шире. По существу лишь в последние годы наука получила мощное средство генерирования частот инфрасветового диапазона - квантовые генераторы (лазеры). Без таких устройств исследования очень затруд- ![]() приходится нены, потому что интересующие нас явления часто маскируются другими, из которых их нелегко выделить. Например, из-за особенностей распространения электромагнитных волн микронной длины они часто не доходят до нас непосредственно от источника (не надо забывать о том, что мощность подобного излучения крайне мала). Поэтому фактически носителями запахов являются действительно испаренные молекулы, распространяющиеся в воздухе.. Мы почувствуем запах только тогда, когда до нас долетят такие молекулы, но восприятие запаха будет вызвано не химическим действием молекул, а излучаемыми ими электромагнитными волнами. С этой точки зрения молекулы вещества, испаренные телом, - это просто летающие радиопередатчики, мощность которых, а вследствие этого и радиус действия очень малы. Это обстоятельство хорошо объясняет и медленность распространения запахов, и распространение их по ветру и т. п. !iiM:ii!iirili:ii:tnniliiiiiiimiiiiiij новый цветной. объемный, ОДОРИРОВАННЫЙ,: ШИРОКО- форматный ФИЛЬМ ![]() Пл советскому ЧЕРНОГЛОРЬЮ ![]() Эта же электромагнитная гипотеза хорошо объясняет и возможность имитации запахов, что широко используется в парфюмерной и отчасти пищевой промышленности. |
© 2025 Constanta-Kazan.ru
Тел: 8(843)265-47-53, 8(843)265-47-52, Факс: 8(843)211-02-95 |