Главная Бухгалтерия в кармане Учет расходов Экономия на кадровиках Налог на прибыль Как увеличить активы Основные средства
Главная ->  Детекторный приемник средневолнового диапазона 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [ 19 ] 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Поскольку в автомобиле почти всегда повышенная влажность, целесообразно производить заливку готовой схемы специальной массой. При этом заливочная масса не должна проникать внутрь реле. Кроме того, подсоединительные клеммы следует выбирать такими прочными и зажимать соединительные провода так сильно, чтобы они вьодержали вибрации, возникающие в автомобилях с жесткой подвеской.

В автомобилях старой конструкции, оснащенных двухступенчатыми переключателями стеклоочистителя, нельзя включать реле по схеме, показанной на рис 6.1. Поэтому ее приходится немного переделывать (рис 6 Д). В этом случае применяется реле с одним нормально замкнутым контактом. Здесь следует обратить внимание на то, что клеммы 53е разъединяются с клеммой 31е, и соответствующее соединение осуществляется через выводы 87 и 87а реле. При известных обстоятельствах может потребоваться введение дополнительной ступени реле.

Такое реле лучше всего установить под кожухом двигателя стеклоочистителя, потому что в этом месте его подключать удобнее всего. Саму плату этого устройства frnc 63) можно смонтировать, например, под приборным щитком автомобиля. Вместо потенциометра для обеспечения тактового режима работы стеклоочистителей иногда используется также ступенчатый переключатель на несколько положений. Тем самым задаются определенным образом установленные интервалы включения щеток и не требуется долго вращать движок потенциометра для обеспечения в конце концов нужного режима их работы.

Ступенчатый переключатель, естественно, устанавливается таким образом, чтобы водителю было удобно им пользоваться,

В заключение напомним о том, что при гфоведении работ, связа1шых с электрооборудованием автомобиля, прежде всего нужно соединить клемму аккумулятора, т. е. отключить питание.

Для сборки схемы, кроме указанных на принципиальной схеме дополнительно требуются следующие элементы: плата фирмы ELO 6/85; переключатель на три положения, 3 А; шестипозиционная клемма; реле V23027-А002 фирмы Siemens; корпус 66Н130 фирмы Biirkljn.

6.2. Контроль за температурой охлаждающей жидкости

Нарушение нормального режима работы системы охлаждения автомобиля может привести к заклиниванию поршней в цилиндрах двигателя, обгоранию головок клапанов, выгоранию смазки и другим неисправностям в связи с поломкой насоса, термостата или протеканием радиатора. Поэтому в автомобиле должна быть предусмотрена звуковая сигнализация на случай испарения горячей жидкости и световая сигнализация, оповещающая о чрезмерном нагреве охлаждающей жидкости.

Для обеспечения контроля за температурой жидкости используется специальный при-, бор - дискриминатор. Он фиксирует в виде полезного сигнала напряжение в диапазоне от б до 9 В. В нашем случае граничные значения напряжений соответствуют нижней и верхней температурам. Для преобразования температуры в напряжение предусмотрен терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления. Он уже имеется в автомобиле.

Правая часть схемы (рис 6.4) - внутреннее сопротивление прибора (индикатор температуры) и сопротивление терморезистора (датчик температуры) образуют делитель напряжения. Отрицательный температурный коэффициент термореэистора обусловливает уменьшение его внутреннего сопротивления при повышении температуры. Это приводит к тому, что в точке 3 схемы напряжение уменьшается, если повышается температура охлаждающей жидкости.

Значения образующихся напряжений не играют существенной роли, поскольку, как видно из схемы, их можно регулировать. Для этого используются два подстроечных потенциометра Р1 и Р2, рассчитанньи для данного диапазона температур. В схеме дискриминатора предусмотрены еще два выхода для подключения светодиодов. Последние сигнализируют о состоянии охлаждающей жидкости - не слишком ли низка или высока ее температура. К выходу дискриминатора, оповещающему о повьш1енной температуре, подключен зуммер, который включается в том случае, когда двигатель сильно нагревается.

Монтаж устройства для контроля температуры осуществляется на печатной плате (рис 6.5) и нэ представляет больших проблем.

Относительно настройки этого устройства необходимо сказать, что сведения о температуре прогретого двигателя являются весьма приблизительными. Поэтому можно было бы принять за нормальную температуру двигателя 70°С. Но если охлаждение двигателя происходит под давлением, то температура 100°С оказьшается не слишком высокой. Однако



Температура Воды Температура воды слишком мала слишком Велика

Юмк/ТБВ

зо°с\

+12Ь


Рис 6.А, Принципиальная схема устройства контроля температуры охлаждающей жидкости. Контроль напряжения происходит с помощью так называемого двухпорогового дискриминатора:

-ТТТ- - металлопленочный резистор (10 кОм) в зависимости от модели автомобиля

Рис 6£. Печатная плата дискриминатора температуры (а) и его монтажная схема (б)

Индикатор температуры

Смонтировано I автомодиле


+ + + ООО


-о+1гъ

Индикатор температуры

Термочувствительный элемент



в большинстве автомобилей температура в диапазоне от 85 до 90°С соответствует нормальному режиму работы двигателя автомобиля.

Схема должна быть настроена таким образом, чтобы сигнал о повышенной температуре двигателя предшествовал его выходу из строя Используемый в схеме дискриминатор реагирует уже на изменения в несколько милливольт.

Для сборки схемы кроме указанных на принципиальной схеме требуются дополнительно следующие элементы: плата фирмы ELC5 5/85; шестиполюсная клеммная колодка; све-тодиод (2 шт.); зуммер 12 В, 30 мА.

6.3. Сигнализатор гололеда

Каждый водитель знает, что такое гололед. В такую погоду резко возрастает количество дорожно-транспортных происшествий. Поэтому трудно переоценить необходимость специального устройства, сигнализирующего о температуре окружающего воздуха. При снижении температуры ниже 4°С контрольная лампочка (светодиод), выведенная на приборный щиток автомобиля, начинает мигать. Если температура продолжает снижаться, частота мигания увеличивается, а при температуре - 1°С светодиод перестает мигать и горит постоянно. Когда температура достигнет -i°C, устройство отключается.

Схема этого устройства реализуется с помощью двух компараторов. Операционные усилители переключают реле, если 1.1змеряемое напряжение превышает его опорное значение даже на несколько микровольт. Преобразование измеряемого напряжения из температуры осуществляется посредством полупроводникового терморезистора, включенного в цепь делителя напряжения.

На рис 6.6 делитель напряжения расположен в левой части схемы. В верхнем компараторе с помощью R1, К2кС возбуждаются медленные колебания в том случае, если напряжение на выводе 2 гфевышает опорное напряжение на выводе 3. Подчеркнем, что сопротивление термррезистора с уменьшением температуры возрастает и соответственно повышается напряжение на выводе 2.

Если ко входу операционного усилителя прикладьшается высокое напряжение, то на его выходе оказьшается низкое напряжение, которое и открьшает транзистор Т1 р-п-р-типа. Это приводит к тому, что начинает мигать светодиод, включенный в коллекторную цепь этого транзистора. Известно, что в операционных усилителях типа LM393 коллекторы являются открытыми , поэтому резисторы подсоединяются к положительному вьшоду источника питания.


Рис 6.6. Принципиальная схема сигнализатора гололеда



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [ 19 ] 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

© 2025 Constanta-Kazan.ru
Тел: 8(843)265-47-53, 8(843)265-47-52, Факс: 8(843)211-02-95